фон дверь

Вам это ничего не напоминает?

«Короче говоря, человечество находилось тогда на пороге того чудовищного обесценивания слова…  Зыбкость и фальшь духовной жизни того времени, отмеченной в некотором смысле даже величием и энергией, мы, нынешние жители, рассматриваем как симптомы ужаса, охватившего дух, который на закате эпохи мнимого процветания и мнимых побед внезапно оказался перед пустотой, перед тяжкой материальной нуждой, перед полосой политических и военных бурь и перед стремительно растущим недоверием к самому себе, к своей силе и достоинству, наконец к собственному существованию…

Однако, как ни легко разложить по полочкам любые отрезки прошлого, настоящее не способно определить себе место, а посему именно тогда среди интеллектуалов стали распространяться ужасающая неуверенность и апатия, стремительно упали до весьма скромного уровня духовные потребности и достижения.

Люди, видите ли, сделали открытие (со времени Ницше кое-кто уже догадывался об этом), что молодость и творческий период нашей культуры остались позади, что пришла старость, сумерки; это почувствовали все, и многие даже весьма резко сформулировали, а затем этим же стали объяснять многочисленные и столь пугающие знамения времени: мертвящую механизацию жизни, глубокое падение морали, безверие народов, неподлинность искусства… 

…культура, которую еще вчера причисляли к своему достоянию и которой так гордились, вдруг перестала существовать, будто столь милые сердцу бюргера образование и искусство превратились в поддельное образование и в поддельное искусство, – казалось не менее наглым и невыносимым, чем волны инфляции или угроза капиталам…

…журналисты возвещали близкий конец искусства, науки, языка, со сладострастием самоубийц провозглашали инфляцию понятий и полную деградацию духа … с притворно циническим равнодушием или же в экстазе вагантов созерцали, как не только искусство, дух, этика, честность, но и Европа, и «весь мир» идут к закату. ..»

Герман Гессе «Игра в бисер» 1931-1943 

Одним из признаков настоящего гения  является опережение времени, предвидение будущего. У моего любимого автора несомненно тонкий нюх на запах разложения. Прошло почти 100 лет с момента, когда он начал свой философский сюрреалистический  роман, но характеристика эпохи (на время нет точных ссылок в романе) стала ещё более актуальной!

Ирина Бантикова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 5 =