«Конфуция очень беспокоил Лао Цзы и его учение. Однажды он отправился повидаться с ним. Он был старше Лао Цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао Цзы сидел, когда Конфуций зашёл к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: «Садитесь». Он вообще не обратил особого внимания. Конфуции рассвирепел: «Что это за Учитель?!» И спросил:
—Вы что, не признаёте правил хорошего тона? Лао Цзы ответил:
—Если вам хочется сесть, садитесь; если хочется стоять, стойте, Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь.
Конфуций был потрясён. Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао Цзы рассмеялся:
—Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее». Человек есть человек, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Всё это чушь и бессмыслица.»*****
Лао Цзы , с его концепцией Даосизма — недеяния, традиционно находился в оппозиции к Конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу, устанавливающему и закрепившему иерархию c IV до ХХ века. Несмотря на то, что в ХХ веке феодализм и капитализм были свергнуты — и в эпоху Мао Цзедуна и сейчас в Китае, Конфуцианство сохраняется в более изощрённой форме: в способе принятия решений и в поддержке иерархии: политической, финансовой или партийной. Собственно, как и везде на планете!
Мне кажется, что противостояние двух древнейших мировоззрений отражает два способа принятия решений: один — с помощью ума, который придумывает свой порядок; второй — опираясь на свою природу (свой Внутренний Авторитет) .
Лао Цзы как-то сказал своим ученикам о Конфуции:
«Ему кажется, что он создает порядок! Но порядок и так всегда был здесь, а тот кто пытается создать порядок, создает лишь беспорядок.»
Попробуйте эту фразу адресовать нашему житейскому уму, который пытается руководить нами и нашей жизнью постоянно. Действительно, порядок создан не нами! Наше человеческое присутствие на планете было бы менее разрушительным, если бы мы более корректно реагировали на изменение внешних обстоятельств.
Ирина Бантикова