Во что бы то ни стало стремясь к счастью и отказываясь принять свое человеческое несовершенство, мы будто оказываемся в стеклянном гробу, из которого с тоской наблюдаем, как жизнь проходит мимо.
Жить согласно идеям – значит не жить своей жизнью. Гораздо легче пытаться быть лучше, чем мы есть, чем просто быть самим собой. Если вы стремитесь жить идеалами, вас все время преследует ощущение несоответствия.
Где-то внутри нас существует образ совершенства, совершенное произведение искусства, хорошо скроенная маска, которая отрывает нас от собственной плоти и крови. Стремясь к совершенству, скрывая одни стороны своей личности и чрезмерно преувеличивая другие, мы превращаемся в невротиков. Основной признак стремления к совершенству – одержимость. Одержимость появляется, когда вся психическая энергия, которая должна распределяться в разные стороны личности для их гармоничного взаимодействия, концентрируется в какой-то одной сфере, тогда как остальные части личности испытывают дефицит энергии.
Часто мудрость тела проясняет отчаянье духа.
Движения тела можно понимать как сны наяву. В своих спонтанных движениях тело подобно младенцу, который плачет, чтобы его услышали, поняли и ответили, и в чем-то похоже на сновидение, которое посылает сигналы из бессознательного. Наше тело – это бессознательное в своем непосредственном пространственном измерении; сновидение – это также бессознательное, хотя ему, как совокупности образов, не хватает доступности и пространственной размерности, присущим физическому телу.
Только познав собственный мрак, мы можем очень хорошо понимать, что такое мрак другого. Пока один человек не цепляется за другого и не пытается получить над ним власть, их будет связывать взаимная любовь и откроются новые глубинные слои их личности.
М. Вудман «Страсть к совершенству. Юнгианское понимание зависимости»