Обычно мы не замечаем, как дышим, хотя без этого не смогли бы прожить и секунды. От того, как мы дышим, зависит то, насколько мы полны сил, насколько бодры, насколько жизнерадостны. От этого зависит даже то, насколько интересна и полна наша жизнь. Научиться правильно дышать в любой ситуации — скорейший способ изменить свою жизнь к лучшему. Неважно, какую эмоциональную или физическую боль вы испытываете, осознанное дыхание поможет ее облегчить. Возможно, это слишком громкие слова об умении, овладеть которым столь легко, но это истинная правда.
Я часто встречаю сопротивление работе с дыханием: «дышать скучно», «я уже умею дышать», «давайте что‐нибудь новенькое и поинтереснее». Поверьте мне. Дыхание — это дорога домой, к покою сознания, принятию эмоций, пробуждению интуиции вашего тела.
Выдох — это образ нашей жизни. Если мы научимся выдыхать полностью, мы настроимся на вселенский принцип: отпустить старое, прежде чем браться за новое. Дыхание — это отпускание, опустошение себя с глубокой верой в то, что нас ожидает следующий вдох. Представьте себя стоящей на крыше горящего дома — вы должны полностью отказаться от опоры под ногами, чтобы спрыгнуть вниз, туда, где нет пламени. Разве вас не удивляет, как много людей предпочитают хвататься за старое, убивающее их, а не отдаться новому?
При поверхностном, грудном дыхании мы удерживаем предыдущий вдох и никогда не выдыхаем полностью. Недостаток кислорода в крови воздействует на каждую клетку тела, особенно это касается мозга. Глубокое дыхание способно замедлить волны мозга до уровня альфа‐ритмов — только в этом состоянии мы можем услышать свою внутреннюю мудрость. Обычные ритмы мозга (бета‐ритмы) слишком активны, чтобы мы успевали уделить внимание негромкому, но уверенному голосу внутреннего знания.
Зачем нам учиться дышать? Ответ — все тот же. Наша жизнь не сонастроена с природой. Травмирующий процесс социализации грабительски лишил нас пространства для органичного роста. Мы научились жить в спешке. Сколько раз в детстве вам велели поторопиться? И вы перестали вдыхать воздух жизни полной грудью, чтобы угнаться за окружающими вас взрослыми. Когда вы асстраивались или пугались, вы задерживали дыхание и со временем заметили, что дыша неглубоко, можете притупить свои чувства. Помню, как ребенком, загрустив, я лежала в постели, дыша такими маленькими глоточками, что представляла, как становлюсь невидимой и легкой, как облачко, и улетаю на небеса. Ничего из этого не вышло, я все еще тут! Если бы в детстве нас учили вдыхать свои чувства, а не сдерживать дыхание при неприятностях, мир каждой из нас выглядел бы по‐другому. Но не стоит переживать — учиться дышать никогда не поздно.
Большинство из нас, дочерей западной цивилизации, практически всегда дышит верхней часть грудной клетки. Оглянитесь вокруг. Заметьте, как дышите вы и как дышат люди, рядом с которыми вы проводите свое время. Заметьте, как люди дышат, когда они возбуждены, скучают, подавлены, мчатся куда‐то, перетрудились, спокойны, когда они любят.
Если вы не чувствуете, как при дыхании живот движется вперед‐назад (на уровне пояса), значит, вы дышите только верхом груди.
В верхней части легких циркулирует всего полчашки крови. Легкие же должны снабжать кислородом больше литра крови, так что получается, что вы предлагаете организму очистить и зарядить энергией всего себя, залив меньше чашки топлива вместо положенных четырех. Положите‐ка в бисквит одно яйцо вместо четырех — что с ним станет? Он будет плоским и твердым, как подметка. Дыхание животом помогает телу лучше функционировать в вечно спешащем мире.
Парадокс в том, что, дыша глубже, мы видим смысл в том, чтобы не спешить сквозь Жизнь.
И мы начинаем двигаться по своему пути медленнее, наслаждаясь своими чувствами. Образно говоря, мы успеваем вдохнуть аромат роз, растущих по краям дороги.
Хочу сказать несколько слов о животе. Может быть, еще в юности мы по своей воле отказались дышать животом — с тех пор, как в нас проснулось лицемерие. Я не спорю, что от такого дыхания ваш живот ходит ходуном взад‐вперед: если этого не происходит — значит, вы дышите неправильно. Но взгляните на фотографии кинозвезд пятидесятых годов. У любой из них — прелестный круглый животик, пример — Мэрилин Монро. Это нормально, это естественно для здоровья. Образ тела, в который мы сами себя загнали со времен популярности Твигги*, — неестественный и нездоровый. Это мысленная смирительная рубашка еще опаснее, чем корсет XIX века. Я не завидую, когда вижу женщину с животом, похожим на лестницу из мышц. Они всерьез отрицают свое тело.
Иногда шутят о фельденкрайзовском животике — животике, который двигается в такт дыханию, достаточно сильном, чтобы поддерживать позвоночник, но никогда не жестком. В голове не укладывается — как в женскую психику настолько глубоко въелся образ то ли куклы Барби, то ли изголодавшегося сироты? Сделайте глубокий вдох животом — и выдохните этот образ прочь из своей жизни!
Автор: Памела Фри