medical-writer

Лиз Гилберт. Жизнь, в которой вы доверяете любопытству

КНИГА О ТВОРЧЕСТВЕ

Я думала об идее книги «Big Magic» двенадцать лет. Каждый день. Представляете, столько времени может уйти на то, чтобы разрешить себе написать о творчестве?
Принципы, описанные в книге — мои родные и самые важные. Я по ним живу. Любопытно, что они состоят из двух материй: доверие волшебству и каторжный труд. Никакой золотой середины. Мне необходимы и доверие процессу, и трудоголизм. Без них никуда.


Пока я думала о книге «Big Magic», за двенадцать лет я написала три другие книги.
Зачем я думала двенадцать лет? Почему я не написала эту книгу сразу?
Полагаю, мне требовалось право говорить о творческих процессах. Я как будто нарабатывала себе опыт, вес и репутацию, чтобы отважиться говорить о писательском труде и создании нового.

НА ЧЕМ ОСНОВАНА КНИГА BIG MAGIC

Работая над книгами, я обычно глубоко закапываюсь в предметную область. Все мои книги, кроме этой, основаны на фактической базе. Я изучаю всё, что было написано, прежде чем рассказать о том, как я сама смотрю на предмет. Я использую вычитанное в работе и опираюсь на источники.
За двенадцать лет я накопила массу книг о творческой энергии, сотни и сотни. Нейробиология, социология, психология, история, культура творчества…
Парадоксально, но в книге я не ссылаюсь ни на один факт. То ли я отказалась от прочитанного, чтобы изложить свой собственный подход, то ли собрала всё воедино. Возможны оба варианта.
Вы читаете мою страницу на фейсбуке? Два года назад я задала там вопрос: «Если в вашей жизни не хватает творчества, расскажите, в чем причина, что вам мешает?». Я прочитала все комментарии до единого. Я постаралась ответить на них в книге. Главная из причин, разумеется — страх. Поэтому это основная тема книги.
В книге я впервые для себя выступаю в экспертной роли. Мне неизвестно, как следует растить детей, медитировать или строить офисную карьеру — у меня нет подобного личного опыта.
Зато у меня масса опыта в том, как уделять время творчеству каждый день и работать с сомнениями.

МЕНЯ БЕСПОКОИТ, ЧТО ЛЮДИ НИЧЕГО НЕ СОЗДАЮТ

Меня спросили: «Вы не боитесь, что эта книга увеличит число дилетантов, ударившихся в творчество? Что она даст им право плохо и много писать?».
Меня интересуют люди.
Люди в поиске себя.
Люди в процессе создания нового.
Люди, отважившиеся задавать вопросы и пробовать.
Если честно, меня не беспокоит, насколько плохо и много кто-нибудь пишет.
Меня беспокоит, что миллионы людей вокруг нас ничего не создают. Может быть, они думают, что им нечего сказать. Или они не видят в этом смысла. Может, им трудно делать что-то для себя, не на заказ. Или их останавливает необходимость монетизировать все навыки.
Я не критик и не учитель. Я никогда не смогу сказать человеку: вот это хорошо, а вот это — не очень. Я не смогу сказать: ты никудышен, из тебя ничего не выйдет, даже не пытайся. Это жестоко и может оказаться неправдой.
Многие мои знакомые, о которых я именно так думала в прошлом, со временем посрамили мои критические навыки. Они написали книги такого высокого качества, что я всерьез подумала, что они украли рукопись у настоящего автора.
Другие мои знакомые, в которых я видела прорву таланта и бездну глубины, так ничего и не создали. Ноль.
Понимаете? Разговоры о таланте не имеют смысла. Мы не может измерить талант как физический объект.
Имеет смысл задавать другие вопросы: «Что вы готовы делать? На что вы хотите тратить время и силы?».
Вдруг в каждом из нас есть талант?
Мне ближе такой взгляд на мир. Я не хочу быть критиком.

ЭГО И ДУША

У каждого из нас есть свои мечты. Надежды.
У каждого из нас есть эго. Амбиции. Получив А, мы желаем получить Б. Это человеческая природа. Нас не остановить.
Ваш альбом разойдется тиражом в двадцать миллионов копий. Ваше эго задумается: почему не тридцать?
Эго нельзя накормить. В этом его принцип.
Если вы хотите быть успешной актрисой, это ваше полное право. Мне хотелось быть успешной писательницей. Именно поэтому я отправляла рукописи в издательство. Если мне было бы всё равно — клала бы их в ящик стола и продолжала писать. Но мне хотелось, чтобы люди прочитали то, что я написала. В этом нет ничего дурного.
Но если эго — ваша основная движущая сила, поищите хотя бы одну дополнительную причину. И пусть эта дополнительная причина исходит не от эго, а от вашей души.
Когда я натыкаюсь на плохой отзыв, на отказ, на паршивый комментарий — моё эго задето. Оно желает, чтобы меня все любили и во всем поддерживали.
Но моя душа не задета. Ей снова хочется творить. Что бы ни написали на фейсбуке, она по-прежнему хочет создавать. Экспериментировать. Погружаться в творческие процессы.

ЖИЗНЬ, В КОТОРОЙ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ ЛЮБОПЫТСТВУ

В творческом процессе может быть страшно. Но интереса в нём может быть на один процент больше. И этого одного процента будет достаточно, чтобы вы не остановились.
Многие говорят: «иди к своей мечте» (Follow your passion).
Красивые и бесполезные слова.
Некоторые из нас понятия не имеют, что у нас за мечта и куда к ней идти. А те, у кого она есть, и без наших советов знают, что им нужно делать.
Если вы пока что не идете к своей мечте, вам может понравиться жизнь, в которой вы доверяете любопытству.

 

owl-photography-sasi-smit-5-1

 

Для этого не требуется переворачивать мир вверх дном, выбрасывать записную книжку, переезжать в Непал, отдавать все деньги на благотворительность, бриться налысо и забывать всё, что с вами было раньше. Никаких громких заявлений. Никаких широких жестов.
Просто немного ежедневного любопытства.
К миру и к себе.
Жизнь, в которой вы доверяете любопытству — это ваша готовность брать след. Ис-следовать. Следовать за своим интересом.
Такая жизнь куда интереснее красивых слов.

Источник: интервью Elizabeth Gilbert в Nashville Public Library в поддержку книги Big Magic

Источник перевода

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − семь =