realman1-1024x576

Эгоистично ли сопереживать самому себе?

Два отрывка из книги Кристофера Гермера “The Mindful Path to Self-Compassion: Freeing Yourself from Destructive Thoughts and Emotions”, Перевод

Многие из нас испытывают чувство вины, уделяя внимание себе. «У некоторых всё намного хуже! Их проблемы не идут ни в какое сравнение с моими. Мне надо собраться и перестать жаловаться».
Действительно, всегда найдется кто-нибудь, кому хуже, чем вам. Похвально стремиться помогать нуждающимся. Но это вовсе не означает, что стоит отказаться от заботы о себе.


Каждому из нас нужно техобслуживание. Выделить время для себя — вовсе не аморально. Чем больше у нас опыта в сопереживании, тем меньше времени требуется для того, чтобы отключиться от мира и оказать себе поддержку. Иногда достаточно одной минуты или нескольких секунд.
Сравнение своего страдания с чужим — путь к отрицанию своей боли. Он заставит вас держаться за неё сильнее, чем следовало бы.

Некоторые считают, что сопереживать себе означает испытывать жалость. На ранних стадиях тренировки сопереживания, вероятно, может случиться и так. Ничего страшного. Однако в перспективе жалость отрезает вас от мира, тогда как сопереживание открывает возможность видеть свой опыт как универсальный, присущий любому человеческому существу.

Сопереживание себе — не пессимизм и не оптимизм. Это некий баланс. Если вы заболели, сопереживание подтолкнет вас заботиться о себе, а не жаловаться.

Наконец, сопереживание себе — не эгоизм, потому что именно вы лучше всех знаете, как оказать себе поддержку. Здравый смысл подсказывает в самолете первым надевать кислородную маску, чтобы суметь помочь другому.
*****

Я часто бываю в Индии. Я восхищаюсь древней культурой, внимательными людьми и богатой традицией медитации. Чем я совершенно не восхищаюсь в Индии? Нищими. У некоторых из них действительно серьезные проблемы со здоровьем, остальные просто-напросто используют меня.
Индийские попрошайки давно приводят меня в замешательство. Одни — чудовищным состоянием, другие — манипуляциями. Я долгие годы не мог решить, как я к ним отношусь. Давать им деньги или нет? Если да: не поддерживаю ли я мошенников? Если нет: не эгоистичен ли я?

Со временем я признался себе в том, сколько мучений у меня от этих сомнений, и научился говорить себе: «Вот попрошайка. Смотри-ка, во мне поднимаются напряжение и замешательство».
С каждой подобной встречей я чувствовал себя всё спокойнее. Скоро я с удивлением заметил, что могу улыбнуться нищему. Раньше я отворачивался и старался поскорее пройти мимо.
Иногда я даю деньги, иногда не даю, но в любом случае мне теперь гораздо легче. Я заметил, что некоторым нищим не менее приятно увидеть искреннюю улыбку, чем получить несколько монет.
Взгляд под новым углом позволил мне увидеть нищих — настоящих и поддельных — обыкновенными людьми, зарабатывающими на жизнь.

 

9_3fae98a486b30e2f9c6b75a6d3e4d386

 

Я перестал осуждать себя за наивное согласие давать деньги мошенникам и остался открыт для помощи нуждающимся.

Внимание позволило мне открыться для сопереживания другим — и себе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − два =