11205558_821811411267533_5803651916673183413_n

Смысл Вселенной как фикция

Взгляды современных учёных на смысл Вселенной и скромное место человека на карте мироздания.

Вот и разгадка вечного сияния Млечного Пути и миллиона других таких же спиральных туманностей; хотя и гаснут солнца, но на место их возгораются новые.
                                                К. Э. Циолковский
Меня ужасает вечное безмолвие этих бесконечных пространств!
                                               Блез Паскаль

Размышляя о смысле Вселенной на страницах сайта фонда Джона Темплтона, профессор физики и астрономии Лоуренс Максвелл Краусс пишет:
«Вряд ли Вселенная имеет предназначение. Возможно, вы надеялись на более однозначное мнение, но как ученый, я не уверен, что могу его предоставить. В то время как в биологии, химии, физике, геологии, астрономии или космологии нет никаких прямых доказательств причинности всего сущего, наука никогда не сможет однозначно доказать, что ее не существует. Как в несколько ином контексте однажды сказал Карл Саган: отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия.»

И в этом небольшом абзаце заключается драматический парадокс современной науки: с одной стороны, «молчание Вселенной» подкрепляет мнение учёных, что никакого «великого замысла» никогда не было, а наша цивилизация и развитие разумной жизни — всего лишь очередная неповторимая случайность, которыми кишит Космос; с другой стороны, тот же Краусс делает оговорку, что отсутствие видимых знаков того, что у Вселенной был некогда демиург, соответственно цель, ещё не является доказательством, что нет ни демиурга, ни цели, ни смысла Вселенной. Это тот круг, по которому ходят учёные почти 100 лет. Когда-то об этом размышляли мечтатель из Калуги и отец современной космонавтики К.С. Циолковский, гениальный безумец Эйнштейн, польский фантаст и футуролог Станислав Лем, позже — целая гильдия астрофизиков, в числе которых Иосиф Шкловский, Карл Саган, Нил Деграсс Тайсон, удивительные учёные Ричард Фейнман, Стивен Хокинг, Ричард Докинз и другие.

Сказать, что за последние 100 лет в этом вопросе появилась какая-то ясность, нельзя. Разве что изменилась преобладающая точка зрения и иначе расставились акценты: если в своё время Циолковский был уверен в наличии Вселенского Разума (аргументы в пользу своей точки зрения он приводит в занимательнейшей статье «Монизм Вселенной»), то современные учёные больше склоняются к версии случайности происходящего (а к чему они ещё могли склониться после экзистенциальных прозрений века?). Пожалуй, проще всего о сомнительности наличия предназначения у Вселенной рассказал самый харизматичный астрофизик современности Нил Деграсс Тайсон.

И это если не пускаться в дебри размышлений Стивена Хокинга, который в своей книге «Великий замысел», объявляет, что современная физика «не оставляет места для Бога» и что Вселенная «могла и должна была появиться из ничего», используя физические законы.
Однако интересно другое. Сегодня вопрос предназначения Вселенной перестаёт быть главным, и учёные начинают задумываться не столько о смысле Вселенной, сколько о месте человека в этом гипотетическом замысле: они отходят от «антропного принципа», в котором человек был мерой всех вещей, и пытаются взглянуть на мир и наше место в нём под другим углом. Вот что об этом говорит в одной из серий культового научпопа «Космос. Пространство и время» уже упомянутый Нил Деграсс Тайсон:

«Космические открытия век за веком понижают нас в звании. Земля считалась уникальной, пока астрономы не нашли вокруг Солнца другие планеты. Тогда мы предположили, что уникально Солнце, однако поняли, что бесчисленные звезды в ночном небе — это такие же солнца. Затем мы решили, что наша галактика, Млечный путь — и есть Вселенная, но вскоре открыли, что множество размытых пятнышек в небесах — это тоже галактики, которыми испещрен космический пейзаж. Сегодня так легко представить себе, что Вселенная — это все, что есть в мире. И все же, новые теории космологии, как и постоянно подтверждающаяся невозможность уникальности чего-либо, требуют, чтобы мы открыто встретили последний удар, который может быть нанесен по нашей жажде своеобразия: факт существования множества Вселенных, или Мультивселенной, в рамках которой наша — лишь один из бессчетных пузырей, в которые свернулась космическая материя.»

Лоуренс М. Краусс только подливает масла в огонь:

В конце концов, даже если у Вселенной есть предназначение, мы играем в нем далеко не главную роль. Как обитатели своей планеты мы совершенно незначительны. Жизнь на Земле закончится, как это, возможно, происходило на огромном количестве планет в прошлом, и будет происходить в будущем. Все звезды и галактики, которые мы способны увидеть, могут исчезнуть в одно мгновение, а Вселенная будет продолжать существовать примерно так же, как и сейчас. Природа, кажется, настолько равнодушна, насколько она непоколебима.

Таков наш мир, таково мнение ведущих учёных о нашем мире. Впрочем, стоит ли унывать? Ведь те же учёные преклоняются перед величием и красотой Вселенной, призывая людей отойти от догматичных прямолинейных вопросов вроде «создал ли Вселенную Бог?», «Есть ли в нашей жизни смысл?», «Куда всё катится?» и восхититься мыслью, что мы являемся частью всего этого загадочного великолепия:

Но Вселенная, которая не имеет никакого предназначения, не должна вызывать у нас депрессию — ведь этот факт не подразумевает, что наша жизнь не имеет смысла. Взглянув сквозь впечатляющую космическую историю, мы осознаем, что находимся на одинокой планете в отдаленном уголке Вселенной, наделенные интеллектом и сознанием. Не стоит отчаиваться. Наоборот, мы должны смиренно радоваться, что можем по-максимуму пользоваться этими дарами и скрашивать короткий миг нашего существования под солнцем.
Лоуренс М. Краусс

Наши молекулы появились из звёзд, которые когда-то взорвались и разлетелись по всей галактике. Взгляните на Вселенную глазами участников этого события, и сможете почувствовать себя огромными, а не маленькими песчинками в космосе. Любой астрофизик, глядящий в космос, чувствует себя большим.
Нил Деграсс Тайсон

Особый трепет вызывает факт, что каждый мозг, и ваш тоже, создан из атомов, которые родились в недрах бесчисленных, раскинутых повсюду звёзд миллиарды лет назад. Эти частицы путешествовали в пространстве в течение целых эпох и световых лет, пока сила тяжести и случай не свели их здесь и сейчас. Теперь эти атомы представляют собой конгломерат — ваш мозг, который не только размышляет о тех самых звёздах, которые дали ему жизнь, но также о своей способности размышлять и удивляться своей способности удивляться. С пришествием человека, как уже было сказано, вселенная внезапно приобрела самосознание. Безусловно, это величайшая из всех загадок. Невозможно говорить о мозге, не возвышаясь до лирики.
Вилейанур Рамачандран, профессор психологии и нейрофизиологии

Лично меня такое положение дел вполне устраивает. Скажем так, у нас не слишком большой выбор. Как выразился однажды Ричард Фейман, «не нравится — идите в другую Вселенную, где правила проще; философски приятнее, психологически приемлемее».

Вот, кстати, фрагмент его интервью о науке, изучении Вселенной и о том, что гораздо интереснее жить, сомневаясь во всём, чем с ложными ответами. Этим и занимается сегодня наука — сомневается. Что, в общем-то, хорошо.

И чем вам не смысл — восхищаться загадками неведомого, изучать, пытаться постичь, вникать?..