11174253_872766549478967_904146058011083230_o-1

ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?

«Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
— Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
— Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?»

 

Хотя на обладание истиной претендуют много людей вокруг, вопрос «что есть истина?» в какой-то момент жизни встает перед каждым из нас. А еще более насущным бывает вопрос, является ли для нас истиной то, что говорит или пишет кто-то другой. Может ли кто-нибудь передать истину?

Продолжая диалог героев романа М.А. Булгакова, последуем за ними. Одна маленькая деталь: впервые слово «истина» возникает в словосочетании «храм истины», создание которого на руинах храма старой веры предвещает Иешуа. Следовательно, истина — это нечто сакральное, возвышенное, то, во имя чего создаются храмы. Вспоминается древнее изречение индийских раджей, взятое нашей великой соотечественницей Е.П. Блаватской в качестве девиза:

«Нет религии выше истины».

Но если Истина столь высока, то можно ли ее передать? Словами — нет, что прекрасно выразил Ф.И. Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь». Все, что изложено в доступной другим форме, становится ложным, поскольку спущено с Небес на Землю, переложено на другой язык — понятный, но… упрощенный. Это похоже на попытку объяснить высшую математику первокласснику.

О том же — мысль Лао-Цзы:

«Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».

Но значит ли это, что Истину невозможно познать, что о ней нельзя говорить? Нет, ибо она может доходить до нас через все, что нас окружает, с чем мы соприкасаемся.

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти», — говорит Иешуа своему собеседнику, понимая, что тот сосредоточен на своей гемикрании и ни о чем другом думать не может. Понимание Истины ограничено не только интеллектом познающего, но и тем, к чему устремлены его мысли. Поэтому для того, чтобы донести до игемона более глубокие истины, необходимо было снять его головную боль и тем самым сделать неистинным то, что ранее заполняло его ум.

 

122273

 

«Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека», — советует подсудимый прокуратору. Прогулка эта станет на многие века единственным желанием Пилата, но он об этом еще не знает.

Истина не приходит в парадных одеждах, она скромна и выглядит обыденно — но зачастую просто потому, что мы не обращаем на нее внимания.

Ответил ли Иешуа на вопрос Пилата, «что есть истина»? Да, когда определил основную его проблему: «Беда в том, — продолжал никем не останавливаемый связанный, — что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, — и тут говорящий позволил себе улыбнуться».

Истина оказывается связана со стержнем жизни человека, с главным в ней, а ее оборотная сторона — определение того, что мешает этому главному проявиться. Истина — это то, что дает возможность быть Человеком и одновременно указывает на препятствия к этому. Истина светит, словно звезда волхвов, появляясь на самых трудных, критических этапах жизненного пути человека, и ее вид может изменяться по мере того, как человек идет вперед.

Говорить истину легко и приятно. Вспомним, когда еще во время беседы на устах Иешуа появилась улыбка:

«— Ну, хотя бы жизнью твоею, — ответил прокуратор, — ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
— Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? — спросил арестант. — Если это так, ты очень ошибаешься.

Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
— Я могу перерезать этот волосок.
— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»

Иешуа уже знает свою судьбу, он знает, в чьих она руках, и эта истина наполняет его спокойствием и радостью.

Истина не привязана к материальным вещам, она существует в области духовного. Н.А. Бердяев писал:

«Истина не есть вхождение в нас объектов. Истина предполагает активность человеческого духа, познание Истины зависит от степени общности людей, от общения в Духе».

Поэтому Истина всегда несет идею общности, братства всех людей. Благодаря ей Иешуа называет каждого «добрым человеком» и объясняет Пилату, что его жизнь скудна, так как в ней нет места для других людей.

Если мы хотим познать, что такое Истина, то должны возвыситься и с духовных высот увидеть свою жизнь, свой Путь.

Автор: Дмитрий Захаров

*****

 

2893-61029

 

Смысл Жизни. Ключи познания

Философский поиск смысла жизни — это непрекращающаяся внутренняя работа, для которой вопросы важнее, чем ответы. С одной стороны, согласитесь, всегда интересно приобретать те или иные знания, даже когда они представляют собой набор фактов, воспринимающихся как «прописная истина» или как очередная теория, требующая обсуждения и подтверждения.

Но, с другой стороны, знание как накопление фактов рано или поздно доходит до своего предела, после которого человек должен признаться, что изучаемая им тема исчерпана либо что он мало чему научился, так как накопленные факты требуют бесконечного расширения, совершенствования или подтверждения.

Так или иначе, любые факты — это ответы на вопросы, которые задал и «выстрадал» кто-то другой. Для человека, получившего их «бесплатно», эти факты так и будут теорией — до тех пор, пока не затронут ту или иную струну его души или пока хотя бы в чем-то не станут для него актуальными и не будут им прожиты.

Именно по этим соображениям Философия предлагает более глубокий и более мудрый подход: искать не только знание, а «ключи» к познанию, познавать не только накапливая факты, а в первую очередь ища смысл, принципы или законы, которые отражаются в этих фактах. Когда ты находишь «ключ», раскрывающий смысл любого факта или теории, это означает, что тот же принцип и закон ты можешь найти в других фактах из совершенно разных областей.

Более того, любой принцип или закономерность, которые ты открываешь, являются «ключами» именно потому, что ты их можешь узнать и применить к самому себе и к своей собственной жизни. Они могут объяснить причины и смысл многого, что происходит в тебе и вокруг тебя, они помогают понять, как действовать в той или иной ситуации, и многое другое.

И самое главное — речь не идет о сухом теоретизировании.

Когда посредством такого «ключика» открывается тот или иной смысл, это похоже на озарение, когда начинают вибрировать тонкие струны души и сердца. Сначала ты «проживаешь», а лишь потом понимаешь; сначала душа, сердце, интуиция, а лишь потом ум раскладывает по полочкам то, что на первых порах невозможно объяснить словами.

Когда впоследствии этот смысл еще и подтверждается твоим собственным опытом, в самых разных формах и ситуациях, тогда уже можно говорить не о толике «знаний», которые ты получил, а о толике «внутреннего познания» или «Мудрости Души», которую ты в себе разбудил.

И еще одна констатация: всегда открывается лишь тот смысл, принцип или «ключик», который в данный момент почему-то для тебя особенно актуален и важен.

Поэтому Философия утверждает, что вопросы «почему?» и «ради чего?» гораздо важнее, чем полученные ответы. Они играют роль постоянного «внутреннего мотора», не было бы их, не работал бы тонкий механизм, вернее, «таинство», заложенное в нас Природой, — раскрывать смысл жизни в собственном сердце и раскрываться самому благодаря «смыслу», который твое сердце не только открыло, но и прожило. Смысл жизни и убеждения, к которым человек пришел сам, выносил в себе, тверже любого знания и любой теории, преподнесенной ему «на блюдечке».

«Кто не жаждет, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю.»
Конфуций

Автор: Елена Сикирич

*****

Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь.

Опыт многих поколений показал: поиск смысла — это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще.

Смысл открывается постепенно, благодаря самому стремлению жить, благодаря стремлению постичь величайшее из всех искусств — искусство жить по-настоящему.

Любые попытки сконструировать смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой жизнью…

К этому остается только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса:

«Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор… а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле… Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?

Михаил Булгаков

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + 11 =