home7

«Мудрость тела проясняет отчаянье духа»

Во что бы то ни стало стремясь к счастью и отказываясь принять свое человеческое несовершенство, «мы будто оказываемся в стеклянном гробу, из которого с тоской наблюдаем, как жизнь проходит мимо», отмечает юнгианский аналитик Мэрион Вудман. Как начать жить здесь и сейчас и получать удовольствие от каждого мига?

1. Жить согласно идеям – значит не жить своей жизнью. Гораздо легче пытаться быть лучше, чем мы есть, чем просто быть самим собой. Если вы стремитесь жить идеалами, вас все время преследует ощущение несоответствия.

2. Где-то внутри нас существует образ совершенства, совершенное произведение искусства, хорошо скроенная маска, которая отрывает нас от собственной плоти и крови.

3. Стремясь к совершенству, скрывая одни стороны своей личности и чрезмерно преувеличивая другие, мы превращаемся в невротиков. Основной признак стремления к совершенству – одержимость. Одержимость появляется, когда вся психическая энергия, которая должна распределяться в разные стороны личности для их гармоничного взаимодействия, концентрируется в какой-то одной сфере, тогда как остальные части личности испытывают дефицит энергии.

4. Часто мудрость тела проясняет отчаянье духа.

5. Ежедневно заполняемый дневник – словно зеркало. Когда мы смотрим в него впервые, белоснежные страницы сияют пустотой, вселяя в нас ужас. Но если мы продолжим смотреть и верить в «возможность бытия» (как говорил поэт Рильке), то постепенно начинаем видеть лицо, которое смотрит на нас. Записи в журнале – способ взять на себя ответственность за возможность узнать, кто я.

Если мы находимся под влиянием настроения, наступает время писать, – дать ему возможность излиться из бессознательного. Записи в дневнике позволяют удовлетворить потребность в сердечных излияниях. Большинству людей близость дается очень трудно, даже близость с самими собой. Записи в журнале становятся ключевыми для признания тех частей своей личности, которых мы стыдились. Бессознательному требуется око сознания; сознанию требуется энергия бессознательного. Записи позволяют осуществить этот обмен.

s3img_46944326_20381_1

6. Работа с телом столь же необходима, как работа со сновидениями. Движения тела можно понимать как сны наяву. В своих спонтанных движениях тело подобно младенцу, который плачет, чтобы его услышали, поняли и ответили, и в чем-то похоже на сновидение, которое посылает сигналы из бессознательного. Наше тело – это бессознательное в своем непосредственном пространственном измерении; сновидение – это также бессознательное, хотя ему, как совокупности образов, не хватает доступности и пространственной размерности, присущим физическому телу.

7. Только познав собственный мрак, мы можем очень хорошо понимать, что такое мрак другого.

8. Пока один человек не цепляется за другого и не пытается получить над ним власть, их будет связывать взаимная любовь и откроются новые глубинные слои их личности.

9. Загрязнение – это присутствие в металле примесей, ослабляющих его прочность; сплав – это соединение с примесями, усиливающими его прочность. Душа как золото; если ее слишком хорошо очистить и отфильтровать, она становится мягкой и бесформенной. Нужно, чтобы она содержала примеси, которые бы ее укрепляли и придавали ей узнаваемую форму. Если душа считает, что она выше любой идентичности и слишком чиста, чтобы иметь какую-то форму… то она будет ощущать соединение с телом как загрязнение. Наша задача – настойчиво добиваться соединения с телом, пока мы не осознаем, что это соединение – не загрязнение, а сплав. Это достигается следующим образом: телу предоставляется возможность играть, обрести свое пространство и совершать любые движения, которые оно хочет.

Подробнее М. Вудман «Страсть к совершенству. Юнгианское понимание зависимости» (Класс, 2006).

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =