Вы всегда свободны! Чтобы быть свободным, вам не нужно никуда бежать. Бежать вы можете за чем-то другим. Где находится свобода, просветление, покой, блаженство? Они здесь, с вами. А чтобы быть здесь, какое усилие вам нужно прилагать? Чтобы оставаться там, где вы уже находитесь, вам не нужно ничего делать.
Куда вы можете вернуться? Вы можете вернуться только в том случае, если находились в другом месте. Вернуться откуда? Если вы дома, вам не нужно лететь домой. Следует устранить неверные идеи, которые вы одолжили у кого-то другого: у общества, у ваших родителей, вашей религии. Быть несчастливым или страдать – не в вашей природе.
* * *
Вы не можете утратить простоту. Простота – в самой природе.
Она не забудет вас. Вы можете ее забыть, однако она не забудет вас. Она безупречна.
Это легче и проще всего того, что вы делаете; легче даже самого дыхания. Легче воздуха, который вы вдыхаете или который выдыхаете. Ибо здесь вы не вдыхаете и не выдыхаете. В каком месте происходят вдох и выдох? Вы делаете вдох, и дыхание останавливается. В том самом месте вы и находитесь. В промежутке между вдохом и выдохом. Не требуется даже усилия для того, чтобы совершить вдох или выдох.
Или же, откуда мысль берет свое начало? Ведь для того, чтобы мысль возникла и направилась куда-либо, должна иметь место определенная деятельность. Однако сам источник никуда не уходит и ниоткуда ни приходит, он остается таким, каков он есть. Это так просто.
Вы не обращаете никакого внимания на то, что доступно и на то, что находится рядом с вами. То же, что далеко от вас и представляется сложным – Луна, гора Эверест – ко всему этому вы очень внимательны. Однако никто еще не пришел к Себе этим путем.
* * *
Кто Я? Исследуйте это, начните с самого вопроса. Сначала исследуйте кто. Затем исследуйте Я. Когда вы вернетесь к Я, вопрос исчезнет и не будет никакого ответа.
Это и есть ваш ответ. Само отсутствие ответа и является ответом. Река возвращается к источнику, из которого она появилась – к океану – и исчезает. Дальнейшие поиски реки не имеют смысла. Река сделалась источником.
Все мы возвращаемся к своему источнику. Каждое предложение, проговариваемое нами, возвращается к нам. Любая деятельность движется по направлению к самой себе. Стоит вам только осознать это, как ваше путешествие будет закончено. Мы находимся в самом источнике. Даже если вы не будете прилагать усилий, вы все равно будете в нем. Сделайте этот выбор. Выберете “Я свободен”, и вы будете свободным. Выберете “Я ограничен”, и вы будете ограниченным.
Это ваш выбор. Вы сами выбираете свою ограниченность. Вы сами выбираете свое страдание. Поэтому, если у вас есть выбор, выберите счастье и свободу. И пускай это будет выбор любви.
Когда все другие выборы потерпят жалкий крах и, в результате, принесут страдание, мы будем чувствовать себя в дураках. Поэтому, попробуем поступить другим образом. Ни одна из известных нам вещей пока еще не принесла нам продолжительного счастья. Ничто из известного не является постоянным. Все, имеющее имя и форму, не является постоянным. И в этот благословенный момент жизни попробуем обратиться к тому, что не имеет имени и формы.
Когда у вас появляется мысль “Я”, то вы цельный. Я содержит в себе все. Оно является достаточным. Если вы назовете себя этим именем “Я”, то сложности в понимании не будет. Вы станете вечностью. Никакая смерть не сможет коснуться вас. Просто оставайтесь этим Я. Это все, что требуется от вас. Насколько это сложно? Неужели сложно дать себе имя: “Я – это Я”. И это все.
* * *
Всякое, что находится близко, бывает трудно разглядеть. Глаза видят все. Однако глаза не могут видеть самих себя. Так и здесь, Истинное Я через ум видит весь мир, но ум не способен вернуться домой и быть Истинным Я.
В тот момент, между тем, как вы соединили пальцы вместе и щелкнули ими, что вы делали? Откуда появился на свет звук щелчка?
Этот звук появился из неделания. Вы делаете это, а затем не делаете. Все, что вы делали, слышали, видели и читали, на минуту забудьте об этом и скажите мне, какое у вас лицо? Что вы видите? Простым не совершением действия, куда вы отправляете себя?
Если вы не совершаете действия, то где вы оказываетесь? Расстояние между двумя мыслями. Нырнуть между ними – все равно, что попасть в ничто. Когда вы совершенно счастливы, то вы находитесь в этом ничто.
Будучи самой по себе вечностью, самой по себе Реальностью, как можете вы говорить: “Я страдаю в этом теле?”
Что можете вы сделать без Я? Куда бы ни пошли, кто будет там? Вам не утратить этого даже в страдании. “Я страдаю”, говорите вы. Попробуйте это отбросить. Само дыхание вашего дыхания – кто еще более близок вам.
* * *
Пападжи (Шри Харилал. В.Л. Пунджа) «Вспышка»