Отрывок из заключительной главы книги я публикую для тех, кто умеет читать между строк и кто сможет сделать поправку на то, что книга была завершена в 1951 году.
7 марта 1952 года Парамахамса Йогананда совершил СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД в состоянии РАДОСТИ И ПРИНЯТИЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ в Лос-Анжелесе в Калифорнии! Его тело продемонстрировало феноменальное состояние нетленности.
Сегодня мы понимаем, что Вселенная не стоит на месте! Она постоянно расширяется и с ней эволюционирует наша планета и человечество. НОВАЯ ЭНЕРГИЯ открыла перед человечеством неограниченные возможности: освободиться от кармы, реализовать свои НАИВЫСШИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И ТАЛАНТЫ и проходить только ТЕ ОПЫТЫ, которые сознательно ставятся на Пути!
Однако, сколько глубины и мудрости содержится в труде Парамахамсы Йогананды! (Примечание И.Бантиковой)
Новички в различных центрах часто хотят пролить дальнейший свет на йогу. Первым вопросом иногда слышишь: «Правильно ли утверждают, что йога не может успешно изучаться в печатной форме и что обучение следует проводить лишь под руководством находящегося рядом учителя?»
В атомный век йоге следует обучать по методическим руководствам, таким как Уроки Общества Самопознания, иначе освобождающая наука вновь будет ограничена несколькими избранными людьми. Конечно, если бы каждый «студент мог иметь гуру, совершенного в святой мудрости, это было бы бесценным благом, но мир состоит из многих грешников и нескольких святых. Каким же тогда образом йога поможет множеству людей, если не дома, через учение по руководству, написанному истинным йогом?
Единственный путь — игнорирование понятия «средний человек», остающийся так и не познавшим йогу. Не таков план Бога для нового века. Бабаджи обещал охранять и направлять всех искренних обладателей крия-йоги по их пути к Цели. Нужны не десятки, а тысячи посвящений в крия-йогу, чтобы показать покой и многое, что ждет людей, затрачивающих достаточное усилие на восстановление статуса сынов Божественного Отца.
Основание на Западе организации Самопознания — «улья для духовного меда» — было поручением Шри Юктешвара и Махаватара Бабаджи. Выполнение священного долга не было лишено трудностей.
— Скажите мне правду, Парамахамсаджи, стоило ли это таких усилий? — этот лаконичный вопрос задал мне однажды вечером доктор Ллойд Кеннел, руководитель храма в Сан -Диего. Я понял, что он имеет в виду: «Были ли Вы счастливы в Америке? Как насчет лживых слухов, распространяемых введенными в заблуждение людьми, желающими помешать распространению йоги? Как насчет разочарований, страданий, лидеров центра, которые не умеют руководить, и студентов, которых нельзя научить?»
— Благословен человек, испытуемый Богом,— ответил я.— Он периодически возлагал эту ношу на меня. Тогда я думал обо всех верящих, о любви, и преданности, и понимании, освещающими сердце Америки.— Медленно и выразительно я продолжал: — Но мой ответ — да, тысячу раз да! Стоило, более чем я мечтал когда-либо, увидеть Восток и Запад соединенными вместе единственно прочными узами духа.
Великие учителя Индии, проявлявшие острый интерес к Западу, хорошо понимали современную жизнь. Они знают, что до тех пор пока не будет лучшей ассимиляции добродетелей всеми народами, восточными и западными, дела в мире улучшить невозможно. Каждое полушарие нуждается в предложениях лучшего, что имеется у другого.
Путешествуя по свету, я с печалью наблюдал множество страданий. На Востоке страдают главный образом в материальном отношении, а на Западе — в основном в умственном и духовном отношениях. Все народы чувствуют болезненное влияние негармоничных цивилизаций. Индия и другие восточные земли могут получить большую пользу, подражая практической хватке в делах, материальной эффективности западных народов, таких как Америка. С другой стороны, народы Запада требуют более глубокого понимания духовной основы жизни, и особенно научного метода, которое Индия издревле развивала для сознательного общения человека с Богом.
Идеал совершенной цивилизации — это не химера. Тысячелетиями Индия была землей как духовного света, так и широкого материального процветания. Бедность последних двухсот лет — это лишь проходящая фаза кармы в долгой ее истории. Веками существовала легенда о богатстве Индии. Изобилие материальное, равно как и духовное,— это структурное выражение рита, космического закона, или природной справедливости. Не существует экономии в божественном, так же как в богине явлений — пышной природе.
Индийские писания учат, что человек привлекается к этой земле, чтобы в последующих жизнях полнее изучить бесконечные способы, которыми дух может получить выражение в материальных условиях и подчинить их себе. Восток и Запад усваивают эту истину разными путями, и они должны с радостью делиться открытиями друг с другом. Не может быть никакого сомнения в том, что Господь радуется, когда Его дети прилагают усилия к созданию мировой цивилизации, свободной от нищеты, болезней и духовного невежества. То, что человек неправильно пользуется свободной волей, забыв о ресурсах души, и есть коренная причина всех иных форм страдания.
В настоящее время все наши несчастья приписываются некой антропоморфной абстракции, называемой обществом. Однако с гораздо большим реализмом их можно отнести на счет так называемого среднего человека. Утопия должна возникнуть в груди индивида, прежде чем она расцветет в гражданской добродетели, внутренних преобразованиях, естественно ведущих к внешним. Человек, преобразовавший себя, преобразует тысячи.
Проверенные временем писания мира в сущности вдохновляют человека к его восхождению вверх. Один из счастливейших периодов моей жизни был потрачен на диктовку толкования эпизода из Нового Завета для журнала Самопознание. Лихорадочно я умолял Христа вложить в меня истинное божественное знание Его слов, многие из которых, к сожалению, были непонятны в течение двадцати веков.
Однажды ночью, когда я был погружен во внутреннюю молитву, гостиная дома в Энсинитасе стала наполняться бледно-голубым светом. Появилась светящаяся форма Бога Иисуса. Молодой человек лет, как казалось, двадцати пяти, с редкой бородкой и усами, длинными черными волосами, с пробором посередине, был окружен мягким мерцающим золотым ореолом.
Его глаза были неизменно чудесны и бесконечно меняющимися. Каждый божественный переход в их выражении приводил к интуитивному пониманию передаваемой мудрости. В Его славном взгляде чувствовалась сила, способная держать мириады миров. Чаша Грааля появилась у Его рта, она перешла к моим губам и затем вернулась обратно к Иисусу. Через несколько мгновений Он произнес красивые слова настолько личного свойства, что останутся в моем сердце.
Много времени в 1950 и 1951 годах прошло в спокойном уединении около пустыни Моджав в Калифорнии. Там я сделал перевод Бхагавадгиты на английский язык и написал подробные комментарии к различным путям йоги.
Дважды подробно ссылаясь на технику йоги, величайшая рукопись Индии, таким образом, предлагала практическое и этическое учение. В океане нашего мира-мечты дыхание — это особая буря заблуждения, которая производит сознание индивидуальных волн — форм человека и всех других материальных объектов. Зная, что простых философских и этических знаний недостаточно, чтобы разбудить человека от его болезненного сна об отдельном существовании, Господь Кришна указал на священную науку, с помощью которой йоги могут овладевать телом и преобразовывать его по своей воле в чистую энергию. Возможность этого искусства йогов не выходит за пределы теоретического понимания современных ученых, пионеров атомного века. Было доказано, что вся материя может переходить в энергию.
Индийские рукописи превозносят науку йоги, так как она в общем применяется человечеством. Правда, тайну дыхания редко разрешают без применения формальной техники йоги, как в случае с мистиками-неиндусами, обладавшими трансцендентальной силой преданности Богу. Так, христиан, мусульман и святых других религиозных воззрений действительно наблюдали в бездыханном неподвижном трансе (са-бикальпа самадхи), без чего ни один человек не входил в первый этап восприятия Бога. Однако послетого как святой достигал нирвикальпа, или высшей ступени самадхи, он неизменно утверждался в Господе, независимо от того, в каком состоянии находился: дышал он или нет, действовал или оставался неподвижным.
Брат Лоуренс, христианский мистик XVII века, рассказывает, что его первое восприятие Бога пришло при разглядывании дерева. Почти все люди видели деревья, но, увы, лишь некоторые таким образом увидели их Творца. Большинство людей совершенно неспособны собрать те непреодолимые, силы преданности, которыми без всяких усилий обладают некоторые святые всех религиозных троп, будь то Восток или Запад. Однако обычный человек не лишен возможности общения с Богом. Для этого ему нужно не более чем овладеть техникой крия-йоги, ежедневно соблюдать этические предписания и быть способным искренне воскликнуть: «Боже, я хочу знать Тебя!»
Универсальность йоги состоит в ее подходе к Богу скорее через ежедневно применяемый научный метод, нежели чем через энтузиазм, характерный для среднего человека, что за пределами его эмоциональной сферы.
Различные великие учителя — джайны — Индии назывались тиртхакарас — «создатели брода», ибо они находят проход, по которому поставленное в тупик человечество может пройти через любые бушующие моря самсары . Она побуждает человека встать в область наименьшего сопротивления. «…Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Чтобы стать другом Бога, человек должен преодолеть дьяволов или зло своей собственной кармы или действия, которые побуждают его к слабохарактерным уступкам ошибкам мира. Знание железного закона кармы побуждает последовательного ищущего найти путь окончательного освобождения от ее оков. Так как кармическое рабство людей коренится в желаниях умов, затемненных майей, йоги контролируют разум. Различные покровы кармического невежества отбрасываются, и человек видит себя в своей природной сущности.
Тайна жизни и смерти, решение которой — единственная цель временного пребывания человека на земле, тесно переплетается с дыханием. Бездыханность — это бессмертие. Понимая эту истину, древние риши Индии брались только за этот ключ дыхания и разработали точную и рациональную науку бездыханности.
Если бы Индия не дала миру больше ничего другого, одна только крия-йога была бы достаточным королевским подарком.
В Библии имеются отрывки, обнаруживающие, что еврейские пророки хорошо сознавали, что Бог создал дыхание, которое служило бы тонким звеном между телом и душой. Книга Бытия утверждает: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Тело человека состоит из тех же элементов, что и земля и пыль. Мясо человека никогда не смогло бы проявить активность и движение, если бы не жизненные токи, передаваемые телу душой через посредство (у непросвещенных людей) дыхания (энергии газообмена). Течение жизни, действуя в теле человека как пятикратная прана или тонкая жизненная энергия,— это проявление вибрации Аум в вездесущей душе.
Отражение, подобие жизни, светящееся в клетках от источника души,— это единственная причина привязанности человека к телу, он не был бы так почтителен к куску глины. Человек ложно отождествляет себя с физической формой, так как жизненные токи от души передаются к телу дыханием с такой значительной силой, что человек принимает эффект за причину и идолопоклонно воображает, что тело имеет собственную жизнь.
Состояние сознания человека — это осознание тела и дыхания. Его подсознательное состояние, активность во сне связаны с ментальным и временным отделением от ощущения тела и дыхания. Его сверхсознательное состояние — это свобода от заблуждения, что «жизнь» зависит от тела и дыхания. Бог живет без дыхания, душа, сотворенная по Его образу, начинает впервые сознавать себя только в бездыханном состоянии.
Когда связующее звено между душой и телом — дыхание — разрывается эволюционной кармой, наступает резкий переход, называемый смертью, физические клетки возвращаются к их природной беспомощности. Однако крия-йог разрывает связующее звено научной мудростью по собственной воле, а не грубым вторжением кармического принуждения. Через фактический опыт йог осознает себя, и ему не требуется каких-либо намеков в виде смерти, чтобы надеяться на физическое тело.
Жизнь за жизнью каждый человек движется собственным путем, пусть не безошибочным, к цели своего обожествления. Смерть — это не прерывание его движения вперед, а просто предложение человеку более благоприятного, очищающего шлак астрального мира. «Да не смущается сердце ваше… В доме Отца Моего обителей много…» В самом деле, невероятно, чтобы у Бога истощилась изобретательность при организации этого мира и что в будущем мире Он не предложит ничего более интересного, чем бренчание арф.
Смерть не вычеркивает из бытия, это не окончательное избавление от жизни, не является она и дверью в бессмертие. Тот, кто топит свое я в земных радостях, не вернет его обратно, находясь среди тонких радостей астрального мира. Там он просто набирает более тонкое восприятие и становится более чувствителен к красивому и хорошему, что является одним и тем же. Именно на наковальне этой огромной земли борющийся человек должен выковать вечное золото духовной личности. Неся в руке это с трудом добытое золотое сокровище как единственный приемлемый дар для алчной смерти, человек завоевывает окончательную свободу от бесконечных циклов физических реинкарнаций.
Несколько лет я проводил занятия в Энсинитасе и Лос-Анджелесе по Йога-сутре Патанджали и другим великим работам индийских философов.
«Почему Бог соединил душу с телом? — однажды вечером спросил меня на занятиях студент.— Какую цель Он преследовал, вкладывая в начальное движение эту эволюционную драму творения?»
Бесчисленное множество людей задают такие вопросы. Философы тщетно искали ответ на них.
«Оставим вечности несколько тайн,— говорил обычно Шри Юктешвар с улыбкой.— Как могут ограниченные силы человеческих суждений понять непостижимые мотивы извечно существующего Абсолюта? Способность человека к размышлениям, ограниченная причинно-следственным принципом феноменального мира, бессильна перед загадкой Бога, безначального, беспричинного. Тем не менее, хотя мысли человека не могут проникнуть в тайны творения, каждая тайна в конце концов для человека, преданного Богу, будет открыта самим Богом».
Тот, кто искренне желает мудрости, довольствуется тем, что начинает поиск с простого овладения некоторым алфавитом божественной схемы, не требуя преждевременно точного математического графика жизни «Эйнштейновской теории».
«Бога не видел никто никогда (ни один смертный до поры соотнесения с относительностью майи , не может понять бесконечность) — Единородный Сын, сущий в недре Отчем (отраженное сознание Христа или проявляющийся Совершенный Разум, Который, руководя всеми структурными явлениями через вибрацию Аум, изошел из недр или из глубин извечно существующего божества как проявление Единства), Он явил (подлежащего формированию или сформировавшегося).
«На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также».
Трехкратная сущность Бога, когда Он являет Себя в феноменальных мирах, олицетворяется в индийских писаниях Брахмой — творцом, Вишну — хранителем и Шивой — разрушителем-восстановителем. Их тройственная деятельность бесконечно отражается в вибрациях творения. Когда Абсолют находится за пределами концептуальных сил человека, набожный индус почитает Его в величественном воплощении Троицы.
Универсальный созидательно-сохранительно-разрушительный аспект Бога, однако, не является Его конечной или даже Его существенной природой (для космического творения — только Его лила, творческая игра). Его сущность нельзя охватить, даже объяв все тайны Троицы, так как Его внешняя природа, как она проявлена в потоке атомов, просто выражает Его, не раскрывая Его сущности. Окончательная природа Господа познается только если освобожденный человек переходит сферы вибраций и входит в Оригинал, в Котором вибраций нет: «…Я (Христос) к Отцу Моему иду».
Все великие пророки хранили молчание, когда их просили открыть конечные тайны. Когда Пилат спросил: «…что есть истина?.. , Христос не ответил. Многозначительные нарочитые вопросы таких интеллектуалов, как Пилат, редко исходят от горячего желания постичь истину. Они скорее говорят с пустым высокомерием, считая недостаток убежденности в наличии духовных ценностей признаком «свободомыслия».
«…Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего . Этими несколькими словами Христос выразил многое. Дитя Бога свидетельствует Своей жизнью. Он воплощает Собой истину; если Он ее еще и излагает, это уже проявление Его великодушия.
Истина — это не теория, не спекулятивная система философии, не интеллектуальная проницательность. Для человека истина — это неколебимое знание его реальной природы, его Я как души. Иисус каждым действием и словом доказывал, что Он знал истину Своего существования: Его источник — Бог. Единый с вездесущим Сознанием Христа, Он мог сказать с завершенной простотой: «…Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».
Будда также отказывался пролить свет на конечные метафизические элементы, сухо указывая на то, что несколько моментов, проводимых человеком на земле, лучше всего посвятить совершенствованию моральной природы. Китайский мистик Лао-цзы правильно учил: «Тот, кто знает, не говорит, а кто говорит, не знает». Конечные истины Бога не «открыты для дискуссии». Расшифровка Его секретного кода — это искусство, которое человек не может передать человеку; здесь только Господь Учитель.
«Остановитесь и познайте, что Я Бог…» Отражающийся во всей вселенной как творческая вибрация первичный звук Аум настроенным на него божьим человеком мгновенно переводится в разумные слова.
Божественная цель творения излагается в Ведах настолько, насколько способен охватить человеческий разум. Риши учили, что каждый человек был создан Богом как душа, которая замечательно проявит некоторые специальные свойства Бесконечности, прежде чем возобновит свою Абсолютную Идентичность. Все люди, таким образом, одаренные аспектом божественной индивидуальности, равно дороги Богу.
Мудрость, накопленная Индией, старшим братом среди народов,— это наследие всего человечества. Ведическая истина, как и всякая истина вообще, принадлежит Господу, а не Индии. Риши, разум которых был чистым вместилищем для понимания божественной глубины Вед, являлись членами человеческой расы, родившимися на этой земле, нежели чем на какой-то другой, чтобы служить человечеству в целом. Разграничения по расовым или национальным признакам не имеют значения в сфере Истины, где единственное качество — это духовная готовность к пониманию.
Бог — это Любовь; Его план творения может корениться только в Любви. Разве эта простая мысль вместо ученых рассуждений не утешительна для человеческого сердца? Каждый святой, проникший к стержню Реальности, свидетельствовал, что божественный план вселенной существует и что он красив и полон радости.
Пророку Исайе Бог раскрыл Свои намерения такими словами:
«Так и слово Мое (творческая вибрация Аум), которое исходит из уст Моих,— оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам».
«Выходите с радостью и идите с миром».— Люди сурового XX века со страстным желанием слышат это удивительное обещание. Полная истина в нем понимается каждым преданным Богу, кто стремится вновь мужественно овладеть Его наследием.
Благословенная роль крия-йоги на Востоке и Западе по существу только началась. Пусть же все люди узнают, что существует конкретная, научная техника самопознания, способная превозмочь все человеческие горести!
Посылая вибрации любви тысячам крия-йогам, рассеянным по земле подобно драгоценным камням, я часто с благодарностью думаю:
«Господи, ты дал этому монаху огромную семью!»