Наша культура основана на чувстве вины. «Кто виноват?» — извечный вопрос. Мы хотим знать, кто виноват и как он за это заплатит. В личных отношениях, социальной и политической сферах мы вопим и показываем пальцем на виноватого, но редко возлагаем на людей, в том числе на себя, ответственность.
Мы заняты тем, что яростно обвиняем других во всех грехах, и этот праведный гнев не оставляет места состраданию и человечности. Эмоции ослепляют и не позволяют увидеть причины проблем.
Этим приёмом, в самом неприглядном виде, пользуются и манипуляторы. Для манипулятора это становится своеобразной защитой — вместо того, чтобы ответить за свой неблаговидный поступок , обвинить другого — заставить его оправдываться, добавить праведного гнева… и ВСЁ — все забыли кто виноват?
Не стала бы жизнь иной, если бы в ней было меньше манипуляции и злости, но больше ответственности и человечности?
Отношения — социальные, личные — это улица не с односторонним движением. Когда мы начинаем кого‑то критиковать или винить, под прицел попадаем мы сами. А в атмосфере эмоциональных взаимных обвинений теряется всякая человечность, обе стороны забывают о своей ответственности… и о границах.
Да и границы бывают разные!
Если человек выстраивает вокруг себя забор, чтобы прикрыть свою безответственность или манипуляцию, это видно, и обычно не вызывает уважения. Так поступают дети…и инфантильные взрослые! Однако у инфантильности есть причины — эти люди заслуживают того, чтобы сначала их приняли такими, какими они есть, потому что их инфантильность сформировалась не за один день! Несомненно их нужно научить отвечать за свои поступки, но требовать ответственности имеет право человек — предельно ответственный перед собой. Тот, кто научился смотреть на себя и видеть свои несовершенства! Потому что это — самое трудное, но именно эти трудности являются почвой, на которой появляются ростки настоящей человечности.
Быть ЧЕЛОВЕКОМ трудно, и трудности есть у каждого! Что изменилось бы у нас дома и на работе, если бы мы меньше обсуждали (и осуждали) других, с большим уважением относились к границам и проявлениям чужого «Я» и с большим вниманием относились к себе?
Ирина Бантикова