Глава из книги Фрэнка Кинслоу » Эйфо-чувства и сила намерения»
Очень несправедливо и жестоко считать, что играть и учиться человек должен в детстве, работать — в зрелости, а предаваться сожалениям — в старости.
Маргарет Мид
Волшебные годы
Вы помните, какое это волшебство — быть ребенком? Вы помните то время, когда вашим лучшим другом была мягкая игрушка — зверушка, которой вы доверяли и которую любили всем сердцем? Вы могли часами самозабвенно играть со своим игрушечным чайным сервизом — точной копией настоящего, — шлепать по лужам в ваших новых красных резиновых сапожках или визжать от забавных ощущений в животе, взлетая на качелях выше и выше, до самого неба. Вас постоянно охватывало чувство благоговения перед самыми незначительными объектами и событиями. Муравей на огрызке яблока, капля росы, дрожащая на паутине, яркие цветные прожилки на осколке разбитого камня — независимо от того, какая деятельность привлекала ваше внимание, вы были абсолютно спокойны, веселы и испытывали внутреннее удовлетворение. Вы были просто самим собой, и ощущать это было изумительно.
Как часто сегодня вы воскрешаете в себе ту радость от ощущения себя взрослым человеком? Отправили ли вы эти воспоминания в пыльные подвалы своего взрослого ума? Если бы вы вновь посетили их сейчас,
обнаружили бы вы там лишь разбитые образы своей юности, разбросанные на полке вокруг забытого чайного сервиза?
Вы не можете вернуть свое детство, но вернуть радость и возбуждение, которое было его непременным атрибутам, вы способны. Вы не отказались от него, и оно от вас не отказалось. Любовь, освещавшая ваше детство, все еще живет в вас. Именно это я хочу сказать вам. Именно поэтому я пишу для вас. Где-то на жизненном пути мягкие игрушки и красные сапожки были разменяны на другие ценности — образование, обеспеченность работой и респектабельное положение в обществе. Почему же вам не хватает непосредственной красоты тех невинных, волшебных лет? Но они неподалеку — на расстоянии одного-двух ударов сердца от того места, где вы сейчас находитесь.
Удивление перед жизнью свойственно не только детству. Уже будучи взрослым человеком, вы, возможно, испытывали мимолетное чувство благоговения, когда вглядывались в глубокую черноту усыпанного звездами неба или чувствовали беспомощность новорожденного ребенка, наблюдая, как он спит на руках у матери и дышит, причмокивая розовыми губками. Радость, любовь и душевный покой никуда не ушли, они здесь, нужно только их испытать. Вы сами переключили свое внимание на более важные вещи в жизни. Хорошие новости: возвращение к детству не требует отказа от ваших достижений уже во взрослом состоянии. Напротив, вы можете в полной мере воспользоваться их преимуществами. Когда у вас есть правильный рецепт, методичные действия взрослой жизни бесконечно активизируются спонтанностью, которая была присуща вашему детству.
Нам не нужно выбирать одно и жертвовать другим. Мы не должны отказываться от внутренней радости ради внешней безопасности. Обычно мы неправильно понимаем взрослую жизнь. Проблема состоит в том, что мы слишком быстро перестаем расти. Видите ли, мы считаем, что ведем себя как взрослые люди, но на самом деле выражаем всего лишь нашу незрелость. А это весьма плачевно.
Взрослость у современных людей больше напоминает затянувшуюся юность. Подросток считает себя взрослым, хотя его опыт и способности доказывают обратное. По этой причине подростки склонны к разрушительному поведению и часто бывают опасными для себя и других. Если задуматься, то приходишь к выводу, что большинство взрослых демонстрируют еще более разрушительное и опасное поведение. У нас есть больше власти осквернять и грабить во имя прогресса. Не нужно долго думать, чтобы признать, что человек как биологический вид близок к исчезновению из-за разрушительного поведения взрослых людей на каждом уровне общества во всем мире.
Человеку есть куда развиваться. В нас живет врожденное знание, что жизнь — это нечто большее. Возможно, вы задавали себе этот самый вопрос в момент тихого отчаяния. Оно обычно приходит к нам в середине жизни, когда мы уже обзавелись всем желаемым и тем не менее чувствуем неосязаемую пустоту, некую неполноту внутри. Из этого странного, спокойного места исходит тихий голос, который легкой рябью пробегает по океану наших умственных проблем. Мы внимательно прислушиваемся, зная, что он пытается сказать нам нечто важное. Но этот слабый голос захлестывают ветра и волны повседневной жизни. И мы продолжаем строить для себя такую жизнь, о какой мечтали наши отцы-основатели, — жизнь хозяина окружающей среды, жизнь, которая в конечном счете является свидетельством богатства, власти и славы.
Основными этапами развития человека считаются детство, юность и взрослая жизнь. Предполагается, что мы плавно пройдем через эти фазы, обзаводясь образованием, богатством и властью. Мы ожидаем найти счастье в конце жизни, как в той сказке, где в конце радуги обнаруживается горшок с золотом. Но в конце жизни больше всего ценятся дорогие сердцу воспоминание Даже самые богатые и самые сильные среди нас в конце возвращаются к воспоминаниям. Словно мы слишком поздно понимаем, что внешние свидетельства благополучия бледнеют в присутствии реальной силы тех периодов нашей жизни, когда мы испытывали сострадание, дружили и любили.
И для этого всеобщего стенания рода человеческого существует единственная причина. Мы довольствуемся надеждой на долгое счастье, а оно нам никак не дается. Счастье, которое нам действительно удается ухватить, мимолетно и оставляет нас с ощущением еще большей тоски. Счастье во всех его обличьях: любовь, деньги, секс и так далее — это призрак реальности. Достигнув так называемого счастья, мы не можем удовлетвориться им надолго, ибо у него нет никакой длительной, реальной ценности, по которой мы действительно тоскуем. Оно придет только с четким и прямым восприятием нашей истинной реальности. Правда заключается в том, что мы живем лишь наполовину. Мы еще не проскользнули в нашу духовную оболочку. Мы не реализовали свой полный потенциал любящей и радостной сущности, исполненной мира и правильности.
Я не говорю здесь об эволюции. Нам уже от рождения дано все, чтобы быть свободными от разрушительных тенденций незрелого взрослого человека. Мы уже знаем, что мы способны на великие акты доброты, любви и милосердия. На самом деле эти качества, как и другие им подобные, присущи нам как олицетворение человечности. То, что предлагаю я, является не эволюцией, но революцией, а революция в данном случае означает: начать жить в соответствии с тем, что называется «совершенный человек».
Думаю, мало кто станет оспаривать утверждение, что мы можем быть гораздо гармоничнее и здоровее, чем мы есть сейчас. И я знаю, что вы, вероятно, думаете, что мы пытались преодолеть наши разрушительные склонности с тех самых пор, как первый пещерный человек ударил своего соседа дубиной по голове и отнял его женщину. Я не предлагаю пытаться преодолеть разрушительные тенденции. И не рекомендую нейтрализовать их позитивными мыслями или действиями. И то и другое мы уже испробовали, но не достигли продолжительного успеха. Я предлагаю вообще не пытаться что-либо делать. Какие-либо движения в этом направлении лишь усугубят ситуацию.
Оставленный на произвол судьбы ребенок погибнет. А взрослый, будучи оставлен наедине со своими машинами, кажется, налагает на мир печать фатальности. Ясно, что мы должны найти решение, которое может объединить невинность и восторг детства с мудростью и мастерством взрослости, сблизить сердце и голову. Но существует ли такое решение? Да! Конечно, оно существует, иначе эта книга была бы очень короткой.
Вернитесь к благодати
Вы можете смотреть на это как на завершение круга. Или, если говорить в терминах «Потерянного рая» Мильтона, сбившись с пути истинного, мы возвращаемся к высокому состоянию первозданной невинности, но с единственным и очень важным различием. Когда мы возвращаемся, чтобы утвердиться в невинности детства, мы закалены и, можно сказать, испорчены жестокостью мира. Такой человек страдал, затем вышел за рамки потакания как миру внутреннего ребенка, так и внешнему миру взрослой жизни, чтобы объединить игру и работу, спонтанность и контроль, любовь и вожделение. Это смешение лучшего из обоих миров достигается не с помощью неустанной тяжелой работы или вызывания Божественной благодати. Это достигается просто через изменение в восприятии. Ребенок в нас знает э го инстинктивно. Взрослый просто должен признать, что это правда, — прямо здесь, прямо сейчас. Это правда высшей пробы. Но как сделать ее правдой для нас7.
Вот опыт, способный сломать ригидное мышление, в тюрьме которого пребывает ум взрослого человека:
Опыт: Найдите свое вечное «Я»
Пробудите в себе детские воспоминания — возможно, о тех моментах, когда вы спокойно играли в одиночестве или предавались каким-нибудь другим приятным занятиям. Теперь позвольте своему уму перейти к более поздним событиям. Выберите события из юности, молодости и до настоящего времени. Позвольте воспоминаниям становиться более яркими. Продолжайте сохранять каждый образ до тех пор, пока вам нравится вспоминать звуки и запахи, телесные ощущения и эмоции, которые вы переживали в тот момент. Закончив с одним воспоминанием, переходите к следующему, более позднему.
После того как вы воскресили в себе несколько воспоминаний, относящихся к разным периодам вашей жизни, позвольте им всем течь в вашем уме одновременно, словно река. При этом вы осознаёте, что просто наблюдаете свои воспоминания. Вы словно сидите на берегу реки, просматривая поток ваших воспоминаний. Осознавайте, что в этот момент вы наблюдатель того, что происходит в вашем уме, — в данном случае это ваши воспоминания.
Вернитесь к одному из воспоминаний, которые только что всплыли у вас в памяти, и вспомните его очень четко. Просматривая его, осознавайте, что в процессе воспоминания какая-то часть вас также наблюдала за тем, что вы делаете. Даже тогда часть вас наблюдала за процессом. Обратитесь к другому воспоминанию и также осознайте, что вы фактически были наблюдателем в процессе этого воспоминания.
Теперь возьмите все воспоминания, которые вы выбрали ранее, и наблюдайте их с начала до конца, в быстрой последовательности. Отметьте, что ваше тело, интеллект, эмоции, желания и навыки менялись с возрастом, но кое-что осталось неизменным. Ощущение себя, молчаливое наблюдающее «Я», было всегда с вами — также, как и сейчас. Осознайте, что вы осознаёте его, осознаёте весь этот процесс, происходящий прямо сейчас. Осознайте, что вы осознавали тогда и осознаёте сейчас. Знайте, что в этом осознании нет ничего, кроме осознания; неизменного, бессмертного осознания.
Независимо от того, что испытывают ваш ум и тело, всегда существует часть вас, остающаяся отдельной и неизменной; молчаливый, вечный свидетель вашего Истинного «Я». Это бесконечный вы, вечное «Я», которое никогда вас не оставит. Как оно могло бы вас оставить? Вы можете оставить свое тело и свой ум, но вы никогда не можете оставить ваше «Я».
Само понимание, что в жизни существует нечто стабильное, оказывает очень успокаивающий эффект. В каком-то смысле мы чувствуем себя в большей безопасности, зная, что есть часть нас, не подверженная распаду. Мы, возможно, не знаем, как объяснить это или показать другим, но мы знаем, что она есть, и пока этого достаточно. Но не беспокойтесь, вы скоро узнаете, как сделать этот опыт в вашей жизни ярким и сияющим. Давайте немного подробнее рассмотрим, что значит жить в этом возвышенном состоянии осознания.
Большинство из нас живет на земле законов Ньютона, ориентированной на достижение целей земле причин и следствий. Мы убеждены, что, складывая X и Y, мы, конечно же, получим ожидаемый результат Z. Мы уверены, что, получая образование и хорошую работу, обзаводясь в процессе жизни семьей, домом и собакой, мы обеспечим себе достаточную безопасность и богатство, чтобы дожить до конца жизни относительно легко и счастливо. А сколько людей достигли того, что планировали десять лет назад? В жизни почти невозможно получить в точности то, что вы запланировали. У жизни есть другие планы относительно нас. Мы стремимся к тому, чего хотим, но жизнь дает нам то, в чем мы нуждаемся. Жизнь предлагает нам приемлемые альтернативы на пути, и, если мы сопротивляемся, она ставит перед нами препятствия.
Когда я здесь говорю жизнь, я имею в виду законы природы, которым мы все подвластны. Это законы, которые управляют биологическими видами, нашей землей и даже огромными мирами, которые мы постичь не в силах. И в основе всех этих миров лежит закон совершенствования через восприятие настоящего момента. Что это означает? Пусть вас не пугают слова. Это весьма прямолинейно. Восприятие настоящего момента означает осознание чистого осознания. Это простой переход от обыденного сознания до безграничного осознания, и этот переход ли ко может сделать любой человек, читающий эти строки. Это — то самое недостающее звено, которое объединяет свободу детства с возрастающей силой взрослости. Потерпите меня еще немного, и я объясню но только как это работает, но и как заслужить расположение Матери-Природы и жить вне сковывающего влияния борьбы и стресса. Знайте только, что, когда мы подчиняем себе законы природы или ломаем их, нам делают выговор. В детстве нами руководила мать, которая увещевала, направляла и дисциплинировала. Во взрослой жизни роль наставника берет на себя Мать-Природа. Как мы уже знаем, она может быть жестокой и неумолимой — или сострадательной, любящей и щедрой. И решение должны принимать мы, а не она.
Это не какая-то причудливая философия журавля в небе. То, что я говорю, столь же материально, как воздух, который вы вдыхаете. У нас есть много примеров людей, живших такой возвышенной жизнью. Это не вопрос изучения чего-то нового, а скорее вопрос вспоминания — вспоминания того, кем мы являемся по сути. И это похоже на возвращение к жизни, полной детской свободы, но в то же время в пределах границ, налагаемых взрослой жизнью. Это — соединение детства и взрослости, призванное образовать новое, захватывающее соединение лучшего из обеих сторон жизни. Это своего рода просветление, открытие в себе спокойной силы, которая хранится в каждом человеке.
Восприятие совершенства
Это возвышенное состояние не странное и не непостижимое. Оно ни в коей мере не чуждо ни одному из нас. Наоборот, оно так же естественно, как мыслительный процесс. И его так же легко понять, ибо это вовсе не что-то новое для человека, вовсе нет. Это не новый образ мышления или поведения. От вас даже не требуется веры в то, что оно окажет какой-то эффект. В обычной ситуации, когда вы порезали палец, он со временем заживает. Это естественная реакция вашего тела. Вам не нужно хотеть, чтобы он зажил, и вам также не нужно верить, что он заживет. Заживление происходит само собой и без всяких усилий с вашей стороны. Возвышение себя над типичным опытом борьбы и страдания также совершенно естественно. Как только вы узнаете, как совершать этот переход, ваша жизнь наполнится радостью, миром и благодатью так же легко и естественно, как заживает порезанный палец.
Это возвышенное состояние является нашим неотъемлемым качеством и естественным выходом за пределы нашего нынешнего состояния внутренней дисгармонии. Насколько трудно осуществить переход к этому состоянию и жить в нем? Совсем не трудно! Фактически, когда вы следуете этому простому правилу наблюдения, восприятие совершенства низойдет на вас так же легко, как рассвет рассеивает темноту. Как только вы узнаете, как осуществить этот сдвиг, вы подниметесь выше неприятностей и травм повседневной жизни — причем таким образом, который можно назвать одновременно и обыденным, и божественным. Вы будете твердо стоять на земле, а вашему сердцу откроется сущность человечности, внутреннему взору будет открыто совершенство творения.
Вы увидите, что восприятие совершенства ждет вас на самых дальних границах вашего ума. Как бабочка, садящаяся на светящийся лепесток, ваше осознание мягко наполнится светом чистого осознания. Так случится, если вы знаете это простое правило, этот закон совершенства: никуда не нужно идти, ничего не нужно делать. Закрытый для видения ума, ориентированного на действие, этот закон просветления скоро станет мягко напоминать вам о другом мире, в котором вы живете. Сейчас он вам еще не известен. Ваше сознание, наверное, чаще бывает занято суетой и зрелищами вашей повседневной жизни. Мы это исправим.
И мы начнем прямо сейчас, рассмотрев действующие в вашем уме силы, которые препятствуют восприятию совершенства.